Принципы спортивной тренировки в плавании

Принципы спортивной тренировки в плавании.

Спортивной тренировке как особой форме воспитания присущи специфические закономерности. Они находят отражение в принципах спортивной тренировки. Принципы спортивной тренировки широко используются в процессе планирования и осуществления тренировки юных спортсменов.

Л. П. Матвеевым в 1976 году были сформулированы семь принципов спортивной тренировки по плаванию без ориентирования на юных спортсменов, проходящих по этап базовой подготовки.

В спортивной подготовке принципами являются те положения, которые обобщенно отражают ее основные объективные закономерности в форме отправных установок, указывающие тренеру и спортсмену главные пути и условия достижения преследуемой цели (Л.П. Матвеев).

Поэтому необходимо дать комментарии семи принципам Л.П. Матвеева относительно применения их в многолетней подготовке юных пловцов.

  • Первый - принцип направленности на достижение максимальных результатов, на углубленную специализацию в тренировке по плаванию детей пловцов рассматривается как отдаленная перспектива, так как форсированная подготовка обычно приводит к перегрузке организма юного спортсмена и не способствует его дальнейшему развитию.

 

  • Второй - принцип индивидуализации требует построения тренировочных занятий с учетом усиленного развития слабых сторон подготовки спортсменов, учета уровня подготовки, особенностей психики, возможностей восстановления энергетических затрат и других сторон подготовки спортсмена. Для детей, подростков и юношей принцип индивидуализации требует учета возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности. Индивидуализация тренировки достигается при таком планировании, которое учитывает биологический возраст пловца, уровень его физической активности, физиологические особенности, тип нервной системы, проявляющейся у детей ярче, чем у взрослых. Третий - принцип единства общей и специальной подготовки применительно к тренировке юных спортсменов предполагает органичную взаимосвязь общей и специальной подготовки при доминирующем значении общей подготовки на первых этапах многолетней подготовки. Многочисленные исследования и практический опыт тренировочной работы с детьми и подростками показывает, что высокий рост спортивных результатов основывается на повышении уровня функциональных возможностей организма, расширении арсенала двигательных навыков и умений. Широкая база всесторонней физической подготовленности детей, подростков и юношей позволяет в дальнейшем выполнять упражнения избранного вида спорта на высоком техническом уровне, в большом объеме и с высокой интенсивностью. При этом занятия общей физической подготовкой, в особенности на начальных этапах, должны иметь направленность на изучение и освоение двигательных навыков с включением в занятия всех атрибутов спортивного вида. Так, например, в спортивной игре в процессе ОФП должна не только изучаться ее техническая часть, но также иметь место и тактическая, и соревновательная виды подготовки. Это позволяет поднять эмоциональный уровень, увеличить активность спортсменов на занятиях.
  • Четвертый - принцип непрерывности тренировочного процесса. Реализация этого принципа у юных спортсменов проводится по трем направлениям. Во-первых, учебно-тренировочный процесс должен иметь многолетний и круглогодичный характер. Во-вторых, воздействие каждого последующего занятия в процессе тренировки должно наслаиваться на следы предыдущего с тем, чтобы закреплялись и совершенствовались положительные изменения в организме юного спортсмена, возникшие под воздействием предыдущих занятий. В-третьих, отдых должен быть достаточным для восстановления и роста работоспособности

 

  • Пятый - принцип взаимосвязи, постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам в подготовке юных спортсменов выражается в обязательном соответствии объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок не только функциональным возможностям спортсменов, но и направленности тренировочных нагрузок, особенностям биологического развития данного возраста юного спортсмена. Предельные физические нагрузки применяются эпизодически и только после окончания критических периодов развития. Соблюдение этого принципа обеспечивает неуклонный поступательный рост спортивных достижений воспитанника секции по плаванию.

 

  • Шестой - принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок. В его основе лежат закономерности утомления и восстановления организма. У юных спортсменов в меньшей степени, чем у взрослых, проявляются процессы адаптации и супервосстановления после утомления. Так, по реакции сердечно-сосудистой системы у детей и подростков вплоть до 16-летнего возраста адаптация на физическую нагрузку не наблюдается, нет выраженного приспособления к нагрузкам со стороны внешнего дыхания и тканевого метаболизма. В этом возрасте физические нагрузки в большей степени направлены на развитие органов и функций, на их рост и развитие дифференцирования.

 

  • Седьмой - принцип цикличности - это относительно законченный кругооборот его отдельных частей с повторяемостью этапов, периодов и даже занятий. Годичный цикл тренировки представляет собой определенную структурную организацию тренировочного процесса, включающего в себя микро- (4-10 дней), мезо- (1-1,5 месяца) и макроциклы - годичные и четырехлетние. У юных пловцов структуры годичных циклов тесно связаны с возрастом и присущими ему различиями.. Первые попытки сформулировать закономерные черты многолетней подготовки детей, подростков и юношей были предприняты М.Я Набатниковой в 1976 году. На основании научных данных и передового практического опыта работы тренеров были сформулированы три принципа методики совершенствования специальной выносливости юных пловцов:
  1. Принцип целевого воздействия. Его содержание заключалось в расширении средств и методов тренировки при их специфическом и избирательном воздействии. В то время во многих научных работах доказывалось, что наибольшая результативность в повышении специальной выносливости достигается при разнообразии и широкой вариантности специальных упражнений.
  2. Принцип соразмерности в соотношении физических качеств. Под этим принципом автор понимала обеспечение определенной пропорциональности в развитии основных качеств. В качестве доказательства действенности этого принципа приводятся логарифмические графики зависимости «скорость-время» в группах пловцов, имеющих различный уровень мастерства. Так, у пловцов мужчин, результаты которых в плавании на 100 метров вольным стилем равны 51,2 — 53,0 с, снижение скорости на дистанции 1500 м по отношению к 100 м составляет 35,2%, в то время как у пловцов, результаты которых находятся в диапазоне 55,1 - 58, 5 с эта величина возрастает до 46,9%. Подобная ситуация прослеживалась и на примере показателей женщин пловцов-спринтеров Этими работами автор доказывает, что одним из отличительных признаков специальной физической подготовленности сильнейших пловцов можно считать должную соразмерность в развитии качеств, определяющих степень мастерства в плавании.
  3. Принцип соразмерности развития специфических качеств. По мнению автора, этот принцип имеет особое значение в подготовке юных пловцов Методика тренировки должна обеспечивать эффективное выполнение нагрузки в любой из зон мощности и на основе этого - наивысшую работоспособность в одной из них Последнее тесно связано с уровнем подготовленности пловца на различных дистанциях. Следовательно, одним из резервов роста спортивного мастерства является расширение «дистанционной» подготовленности юного пловца.

В итоге на основании этих принципов М.Я. Набатникова выделила шесть обобщающих фактов, каждый из которых определяется, исходя из величин факторных нагрузок:

1)    объем работы на коротких отрезках;

2)    объем работы на длинных дистанциях;

3)    объем нагрузки субмаксимальной интенсивности;

4)    объем работы на средних дистанциях;

5)    объем скоростной нагрузки;

6)    общий объем плавания.

Эти обобщающие факторы или, как принято сейчас их понимать, объемы работы в различных зонах интенсивности, должны обеспечивать рациональное соотношение упражнений на дистанциях различной длинна. При этом необходимым условием является:                                 соответствующий скоростной режим выполнения упражнений на отрезках, удлиненных по отношению к основной дистанции.

Поскольку 80-е годы были годами осмысления и крупных обобщений научных данных и практической работы тренеров, то в это время продолжали появляться разработки, указывающие на главные направления в тренировочной работе с юными спортсменами, которые снижали количество ошибок в тренерской практике, (формировали подходы в создании положений и программных документов, регламентирующих работу с юными спортсменами. Так, в 1980 году публикуются принципы многолетней подготовки юных пловцов, названные авторами «Методические положения».

Преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и девушек, юниоров и взрослых спортсменов.

Постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается вес объема специальной физической подготовки (по отношению к общему' объему' тренировочной нагрузки) и, соответственно, уменьшается удельный вес объема общей физической подготовки.

Непрерывное совершенствование в спортивной технике. На первом этапе обучения главная задача - овладение основами рациональной спортивной техники. На этапе спортивного совершенствования - достижение высокой степени координации движений, «шлифовка» отдельных деталей техники.

Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Прогрессирующее повышение уровня функциональных возможностей юных спортсменов и успешное совершенствование двигательных умений и навыков в процессе многолетней тренировки обеспечиваются посредством поступательного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла. Периоды временного снижения и повышения объема нагрузок должны иметь место в годичных циклах, исходя из конкретных задач подготовки и состояния спортсмена. В основу многолетней подготовки положено повторение примерно одинаковых годичных циклов при постоянном увеличении объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Тренировочные нагрузки в большей степени должны изменяться за счет увеличения объема и в меньшей степени - за счет их интенсивности.

Строгое соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов. Подготовленность спортсменов будет улучшаться лишь в том случае, если нагрузки на всех этапах многолетней подготовки будут полностью соответствовать возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма спортсмена. Соблюдение постепенности в процессе роста тренировочных нагрузок способствует повышению уровня функциональных возможностей и совершенствованию приспособляемости организма спортсмена к выполнению физических упражнения различной продолжительности.

Одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В детском и подростковом возрасте имеются благоприятные потенциальные возможности для развития физических качеств при условии рационально организованного педагогического процесса. Путем целенаправленного педагогического воздействия можно оказать положительное влияние на развитие двигательной функции человека. Однако эли воздействия не должны вносить принципиальные изменения в закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

Методические положения, изданные в 1980 году, ориентирующие на главные направления в многолетней подготовке юных спортсменов, явились началом развития теории юношеского спорта. Хотя еще не было опубликовано крупных работ о преимущественном развитии отдельных качеств в критические периоды биологического развития, не были обобщены данные об оптимальных соотношениях ОФП и СФП но годам подготовки, авторы методических положений включили их в перечень и, как показало время, не ошиблись. А вот теория совершенствования техники без учета развития физических качеств, положения о повторении из года в год почти одинаковой годичной структуры или, как ее называли авторы, «годичные циклы» не оправдали себя, и у же через два года в работах М.Я Набатниковой появляются скорректированные четыре методических положения, определяющие более обобщенные понятия, чем предыдущие положения.

Первое методическое положение - целевая направленность подготовки юных спортсменов по отношению к высшему спортивному мастерству - указывало на необходимость учитывать не только возрастные закономерности развития юного спортсмена, но и требования, которым должна соответствовать его подготовленность на различных этапах многолетней подготовки на основе критериев, характерных для этапа спортивного совершенствования. Учет требований высшего спортивного мастерства позволяет определить наиболее значимые факторы изменения, на которые следует обратить внимание в системе многолетней подготовки юных спортсменов. Ориентация на целевую направленность позволяет своевременно вносить необходимые изменения в содержание учебно-тренировочного процесса. На всех этапах многолетней подготовки необходимо обеспечивать должную преемственность в процессе использования средств, методов, организационных форм подготовки.

По мнению М.Я. Набатниковой, многолетняя динамика тренировочных нагрузок во многом обусловлена их исходным уровнем на этапе предварительной подготовки, однако,

начальные показатели общего объема нагрузки нередко оказываются невысокими. Поэтому, в дальнейшем, на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта происходит значительное увеличение тейпов их роста, и постепенность подменяется скачкообразным наращиванием, что зачастую происходит в наименее благоприятном для этого переходном возрасте. Избежать подобного положения можно, если руководствоваться методическим положением о целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству.

Второе методическое положение - эффект реализации возможностей в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов - непосредственно связано с индивидуализацией тренировочного процесса. В первую очередь, автор предлагает обратить внимание на то, в какой мере реализует свои возможности юный спортсмен. Это положение по существу повторяет принцип соразмерности в соотношениях физических качеств, выдвинутый автором в 1976 году, с доказательством на примере группы пловцов. В данном случае важность положения доказывается на более объемном материале. Автор считает, что недостаточное использование скоростных возможностей у юных и взрослых спортсменов обусловливается недостаточной эффективностью тренировки. Причиной этого является то, что многие тренеры основное внимание уделяют непрерывному повышению уровня развития основных качеств, пренебрегая другой важной стороной - эффективностью их реализации. Тренировочный процесс должен обеспечивать юным спортсменам выход на те рубежи величин относительных показателей!, которые характерны для конкретного уровня мастерства.

Третье методическое положение - соразмерность развития основных физических качеств. Это положение означает обеспечение оптимального соотношения уровней развития физических качеств у юных спортсменов на каждом этапе многолетней подготовки. По мнению автора, это положение имеет существенное значение, так как позволяет соотносить степень развития различных физических способностей в той мере, которая полезна для спортивного совершенствования занимающихся. В циклических видах спорта особое внимание должно быть обращено на разностороннюю дистанционную подготовленность юных спортсменов, поскольку большая соразмерность в развитии тех или иных качеств обеспечивает и более высокий уровень, спортивных результатов. Реализация установки на соразмерность предусматривает также рациональное соотношение тренировочных нагрузок различной направленности, которые должны способствовать более полному раскрытию функциональных возможностей, сбалансированному энергообеспечению во время выполнения упражнений различного характера.

Четвертое методическое положение - перспективное опережение формирования спортивно-технического мастерства. На этапах начальной специализации и углубленной тренировки юные спортсмены должны постепенно овладевать умениями и двигательными навыками в режиме, необходимом для успешной соревновательной! деятельности в будущем. Реализация установки на перспективное опережение находит свое отражение в рациональном сочетании и варьировании различных средств, направленных на совершенствование спортивно-технической подготовленности юных спортсменов.

После представления читателю последнего, четвертого методического положения его автор делает следующее заключение: «Таким образом, в юношеском спорте наряду с общими принципами спортивной тренировки следует руководствоваться изложенными методическими положениями».

Методические положения, указывающие на основные направления в многолетней подготовке юных спортсменов, явились началом развития теории юношеского спорта. Хотя еще не были опубликованы крупные работы, доказывающих преимущественное развитие отдельных качеств в критические периоды биологического развития, не были обобщены данные об оптимальных соотношениях ОФП и СФП. Практиками было оценено методическое положение о рациональном соотношении тренировочных нагрузок и перспективном формировании спортивно-технического мастерства с уточнением возраста занимающихся, до которого целесообразно придерживаться этих положений.

Однако теория повторения из года в год почти одинаковых годичных циклов (как их называют сейчас, структуры года) не оправдала себя. Несмотря на то, что некоторые методические положения и повторяли принципы спортивной тренировки (соблюдение постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок, целевой направленности по отношению к высшем}' спортивном}' мастерству, постепенный рост объема средств ОФП и СФП, преемственность задач средств и методов тренировки), они получили положительную оценку тренеров и специалистов, занятых созданием положений о работе ДЮСШ и СДЮШОР, программ и инструкций для улучшения работы с юными спортсменами.

В последующие 90-е годы, несмотря на снижение активности в изучении частных проблем юношеского спорта, теоретические обобщения по таким направлениям, как анатомо-физиологические и психологические особенности созревания, сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков в различных видах спорта, нормирование нагрузок в различных возрастах, негативный опыт ранней специализации в отдельных видах спорта, работа по обобщению и аналитическому осмыслению проблем многолетней подготовки юных пловцов, продолжалась.

Это позволило коллективу авторов: А.А. Кашкину, О.И Попову и В. В.Смирнову по-иному сформулировать

методические положения многолетней подготовки в спортивном плавании. Они изложены в программе «Плавание» 2004 года:

  • целевая направленность по отношению к высшему результату, который должен строиться на основе следующих методических положений по развитию спортивного мастерства в процессе подготовки всех возрастных групп;
  • преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп;
  • поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении принципа постепенности;
  • своевременное начало спортивной специализации;
  • постепенное изменение соотношения между объемами средств общей и специальной физической подготовки; увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП;
  • одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды);
  • учет закономерностей возрастного и полового развития,
  • постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после наряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности.

Для оптимизации процесса планирования различных этапов многолетней подготовки юных пловцов авторы данной работы предлагают ориентироваться на четыре принципа многолетней работы с детьми, подростками, юношами и девушками.

  1. Направленность к развитию двигательной активности.

В отличие от видов деятельности, где достаточно иметь непредельную степень двигательной активности, в спорте, как известно, необходимо иметь максимально развитые способности для выполнения объемной физической нагрузки. Правильно организованная физическая подготовка с учетом возрастных особенностей биологического возраста позволяет при достижении физиологической зрелости, добиваться максимально высокой двигательной активности.

  1. Учет биологической программы развития физических качеств.

Биологическая программа развития физических качеств имеет в своей основе генетический аппарат наследования и следовых факторов, которые вызывают отклонения от генетической программы и замкнутого цикла с обратными связями между генетической программой и развивающимся

органом или функциями органов. Несмотря на то, что онтогенетические формообразования, ведущие к возникновению и развитию определенных характеристик организма в ходе онтогенеза (развития индивидуума) не играют четко определенной роли, реально достигаемый уровень развития физических качеств и способностей во многом 'зависит от программы воздействия на индивидуум с учетом чувствительных периодов его развития.

  1. Принцип соответствия норм физических нагрузок уровню биологической зрелости.

В первую очередь практический опыт работы тренеров убедительно доказывает, что высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, даже при соблюдении принципа спортивной тренировки и взаимосвязи постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам в период биологической незрелости организма спортсмена приводят, с одной стороны, к быстрому росту спортивных достижений, с другой - к укорочению сроков «выживаемости» на уровне высоких спортивных достижений. Нарушение принципа соответствия норм физических нагрузок уровню биологической зрелости занимающихся, главным образом, связано с социальными проблемами, одной из которых является короткая мотивация тренера в достижении спортивных успехов своих учеников.

  1. Принцип углубленной специализации в период окончания интенсивного развития определяющих физических качеств.

Несоблюдение этого принципа многолетней подготовки выражается в нарушении соотношения объемов общей и специальной физической подготовки в основном на ранних этапах спортивной работы. Большие объемы специальных упражнений являются причиной возникновения физиологической и психологической монотонии, вызывающих деструктивные изменения в опорно-двигательном аппарате и застойные очаговые возбуждения в центральной нервной системе. Так же как и при несоблюдении принципа нормирования с учетом биологической зрелости спортсмены, выполняющие гипертрофированные объемы специальных упражнений, рано заканчивают свою деятельность в спорте и не успевают максимально раскрыть свои возможности В отличие от принципов спортивной тренировки и методических положений, предлагаемые нами четыре принципа многолетней подготовки юных спортсменов обобщают основные направления для формулирования задач по годам подготовки, помогают разработке учебных планов, структуры спортивного года, норм тренировочных и соревновательных нагрузок, распределяют содержание средств физической подготовки не только по этапам, но и по каждому году подготовки.

Теги спортивное плавание принципы тренировки в плавании подготовка детей в плавании
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.